Минусинское благочиние
 
 
Икона дня
 

Газета «Православный Минусинск»

  Все записи    Владимир - Боголюбово   

Владимир - Боголюбово
Владимир - Боголюбово
Добавлено: 9 пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 2010 года
Автор: Е.Есипенко
Дома я мечтала о летнем паломничестве, продумывая различные маршруты поездок, перебирала справочники и путеводители. В одном из них прочитала  о Боголюбской иконе Божией  Матери, день празднования которой приходится   на 1 июля и собирает до  10 тысяч паломников. К этому времени я надеялась быть уже в Москве и поэтому внимательно отнеслась к информации: где находится Боголюбово? как туда добраться?
    И вот я уже в Москве. Накануне поездки к древнейшей святыне мы взяли благословение у священника и поехали на вокзал, чтобы на месте разобраться с расписанием. Во Владимир утром идет всего одна электричка. Мы решили подстраховаться и поехать на час раньше до Петушков, надеясь, что  там легче будет добраться местными путями.
    День нашего паломничества к Боголюбскому образу Божией Матери  начался очень рано - около 5 часов утра. Выгуляв собаку, которая спросонок не могла понять, что от нее требуется в такую рань, и бестолково тыкалась по углам, мы слегка позавтракали и отправились на электричку. Утро было свежим и ясным, обещало прекрасный день. Из отдаленного района Москвы до центра пришлось ехать час в плотном строю людей, настроенных на трудовую неделю. Крутанулись в метро (с «Комсомольской» на «Курскую»), потолкались в очереди за билетом, пробежались по перрону вдоль всей электрички (москвичи умеют выбирать вагоны  по известным им одним признакам ) - и вот мы отдыхаем, сидя в пустом вагоне. Был понедельник, будний день, в Москву электрички шли набитые, так как народ ехал на работу, а наш путь лежал из столицы на северо-восток.
     Огляделись. Наметанным глазом выделив из 3-4 человек, сидящих в вагоне, жителя Подмосковья, моя подруга попросила у него расписание электричек. Москвичи гораздо бережнее относятся к своему времени, и поэтому практически у каждого, кому часто приходится ездить электричками, есть расписание своего маршрута.
    Изучив внимательно книжечку, мы пришли к выводу, что пытались прыгнуть через голову и только потеряли час, так как опередив электричку  Москва - Владимир, мы будем ее ждать в Петушках, иным путем в это время до Владимира из Петушков больше никак не добраться. Маршрут «Москва – Петушки», которым мы следовали, сразу напомнил бедолагу Венечку Ерофеева. На обложке его знаменитого произведения, которое переведено более чем на 20 языков мира, было изображено расписание пути со всеми остановками и зонами. Но разве я могла предположить, что мне когда-нибудь понадобится знать это расписание?
    Задержка на пути к святыне нас не вдохновила, но, выйдя на перрон станции Петушки, мы получили первое утешение - совсем   рядом восстанавливался храм. Служба только что закончилась. Немногочис-ленные прихожанки, крестясь и низко кланяясь, выходили из храма. Обойдя груды строительного мусора, преодолев высокие кучи песка, мы вошли  под своды Божьего дома. Крепкий запах  свежего смолистого дерева от недавно покрытых полов перебивает запах ладана. Старинные иконы  (может, спрятанные и сохраненные православными бабушками в советское время?) глядят с деревянных стен. Никаких росписей и излишеств. Это  был  один из тех маленьких деревенских храмов, где никогда  не царствовала роскошь, но всепобеждающее тепло и благолепие окутывало каждого входящего в храм.
    У свечного ящика копошились 2-3 бабули, на скамеечке в углу под иконами батюшка что-то отвечал немолодому мужчине. На аналое стояла большая старинная  Боголюбская икона Богородицы, чей день сегодня праздновался во всех православных храмах. Мы поклонились праздничному  образу и с благоговением приложились к нему. Дождавшись окончания разговора батюшки с прихожанином, мы подошли под благословение. Узнав, что мы добираемся в Боголюбово, батюшка пожурил нас: "Эх, на крестный ход опоздали! Чего так поздно собрались?" Мы стали оправдываться, что и так едем из Москвы самой ранней электричкой. На наши объяснения батюшка ответил: "В следующий раз (мы с подругой при этих словах переглянулись - значит будет следующий раз?) приезжайте накануне, так многие делают. Остановитесь в гостинице или при монастыре". Получив благословение на дальнейшее путешествие,  поклонившись и приложившись к иконам, мы вышли из храма и пошли на перрон, где уже стал собираться народ, ожидая московскую электричку до Владимира. Время в Петушках прошло незаметно. И вот мы снова в дороге. Мысли наши возле святыни, к которой мы милостью Божией приближаемся. Как, когда и при каких обстоятельствах появилась Боголюбская икона?
    Летом 1155 г. (а по другим источникам - в 1157 г.) святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, нареченный за благочестие Боголюбским, переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. Святому князю сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии Владимирской. Примерно в 10 верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не  могли сдвинуть ее с места. Святой  князь  Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери, потом молился уединенно в шатре. Во время молитвы ему явилась Сама Царица Небесная  и повелела поставить  чудотворную икону во Владимире, а на этом  месте устроить храм  в честь Ее Рождества. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом  Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля - центром Русского государства. Вдохновлен-ный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив  Ее так, как Она  явилась. Эта икона была названа Боголюбской. Сейчас она находится  в Свято-Успенском  Княгинином женском  монастыре Владимира и прославилась многими чудесами. Ее многочисленные списки тоже являются чудотворными. Традиция крестного хода восходит к 18 веку, когда по молитвам  перед   образом Небесной Заступницы  чудесно прекратилось моровое поветрие. В наши дни крестный ход  идет из  г.Владимира  в Свято-Боголюбский монастырь ежегодно 1 июля в день празднования иконы Боголюбской и собирает до 10 тысяч человек.  
     И вот мы уже почти у цели. Народ в электричке оживился, стал собираться, а мы прильнули к окну: какой ты, Владимир? ...В детстве мне подарили кусок серой породы, в котором  золотыми крапинками поблескивал  металл. Я наивно полагала, что держу золото и любовалась им. Этот забытый эпизод детства  внезапно всплыл в памяти, когда мы глядели в окно на приближавшийся город: серый бетон  новостроек  и  вдруг  -  всплеск  солнечного луча  на золоте куполов!  Сам собор  скрывался в зелени,  но купола  были такими откровенно мощными, сильными, что дух  захватило  от восторга! Меня всегда поражала своим многообразием архитектура русских храмов. А какое богатство форм куполов! Это и одинокая золотая капелька, купающаяся в бездонной синеве неба, это и стройно звучащий  хор многочисленных  куполов, рвущихся  ввысь, это и  столь полюбившийся сердцу русского человека образ горящей свечи, устремленной к Творцу, это и сила богатырей, уверенно восседающих  и  в  мощи которых не приходится сомневаться...
Сразу в памяти всплыло стихотворение:

Купола, купола – вы наполнены праздничным звоном,
Как шары, стратостаты, наполнены теплым озоном.
Вы взлетаете вверх, вы хранители судеб и града,
Маяки, и вершины, и вехи небесного сада.

     На железнодорожном вокзале  мы задержались  возле расписания. Обратный путь напомнил утренний - снова пересадка в Петушках. Нам выбора не было. Времени оставалось не так уж  и  много  -  5 часов. Местные жители  объяснили, как нам на автобусе добраться  до Боголюбова. От Владимира около  10 км.
     Свято-Боголюбский монастырь (один из древнейших в России!) был основан в 1155 г.  святым князем Андреем Боголюбским. Летом 1174  г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя сохранилось до наших дней. Монастырь многое претерпел за годы своего существования: после смерти князя наступил период запустения, обитель грабили и разоряли. Но со временем монастырь набрал силу, его часто посещали цари, князья и другие знатные лица. После революции  опять наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Насельников святой обители разогнали, многие из них приняли мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, отделение милиции, консервный завод, почта, а в храмах - хранилища и склады. 12 лет назад, в 1991 г.  часть монастырских зданий были переданы Русской Православной Церкви.
     Когда мы  вышли из автобуса  (он  наполовину состоял из таких же паломников), то нас ждало еще одно утешение:  в этом  автобусе ехал батюшка с большим деревянным крестом и  несколько женщин с иконами. Мы  взяли в руки иконы Боголюбской Богоматери, которые везли с собой, чтобы приложить их к чудотворному образу, и присоединились к ним. С пением молитв импровизированным малым крестным ходом  мы подошли к монастырю. Еще утром мы так сокрушались, что не попадем на крестный ход, и Богородица, видя наши воздыхания, утешила нас малым крестным ходом, не желая, чтобы хоть кто-нибудь печалился в этот праздник.
     Небесная синева куполов главного собора Боголюбской иконы Божией Матери была видна из-за стен, но когда мы зашли на территорию монастыря, то я не удержалась от восклицания! Тысячи людей-мурашей заполонили все пространство! Я просто не ожидала увидеть такое количество людей! Многие выходили из храма, так как служба только что закончилась, но их  место тут же занимали те, кто пытался войти в храм  (и мы в их числе), потому что народ к святыне прибывал весь день: это были и  многочисленные экскурсионные автобусы, и паломнические группы, и приходы с батюшками, и те, кто как  мы, своим ходом добирались, как могли  (и когда смогли!). Мы чувствовали себя наемниками 11-го часа, разделившие благодать со всеми. Душу охватила какая-то пасхальная радость! Над входом в собор находилась икона преп. Серафима Саровского. Батюшка встречал нас с легкой улыбкой: "Ну, добрались, наконец?" В июле 1991 года во время перенесения мощей  преп. Серафима  Саровского  в Дивеево крестный ход заходил в монастырь. Мощи были поставлены на паперти собора в честь  Боголюбской иконы Богоматери, и Святейший Патриарх  Алексий  Второй  служил перед ними молебен в благословение возрождающейся обители.  В цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь преп. Серафима Саровского. Поднявшись по ступеням высокого крыльца, мы вошли в собор. Люди прикладывались к  праздничной иконе и подходили к кресту. Собор был в лесах  -  расписывали место под куполом. Еще до канонизации  Царской Семьи, когда шли жаркие споры по этому поводу, под куполом главного собора Боголюбского монастыря  чудесным образом  проявился  образ  Государя  Николая II с нимбом святого и с поднятой в благословении рукой. Это ли не знак! Царская Семья была убита в день памяти святого князя  Андрея Боголюбского, основавшего этот монастырь.          
     К  Боголюбской иконе невозможно было спокойно подойти из-за большого скопления народа. Все пытались уговорить друг друга не толкаться, а вести себя благоразумно, боялись, что из-за стихийного колыхания толпы могут упасть леса. Многие пели величание, кто-то углубился  в  молитву и  только шевелящиеся  беззвучно  губы и сосредоточенные  лица говорили о внутренней работе души. Мы тоже начали читать молитву к  Божией Матери:
     О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри  милостивно  на предстоящия с верою  и любовию  и поклоняющияся Пречистому  образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую  Твою  молитву о нас, грешных, ко Господу, да,  презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя.Молим Тя умиленно, избави нас от  всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Свою милостивную помощь на пути  в  мори и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая, Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем    к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да  выну славим и величаем Преблагословенное и Всепетое Имя Твое. Аминь.      
     Прочитав эту чудную молитву, мы терпеливо стали ждать своего часа. Медленно, очень медленно, в одуряющей жаре и тесноте, продвигались к иконе. Видно было, что икона не старинная, не древнего письма, а является одним из чудотворных списков. Люди клали земные поклоны, прикладывались к чудотворному образу сами и прикладывали свои иконочки. Наконец и мы приложились к Боголюбской иконе Божией Матери! Одухотворенные, внутренне просветленные, мы отошли от иконы. После этого спокойно огляделись по сторонам. Людей уже было поменьше, в соборе началась влажная уборка. С правой стороны собора мы заметили большой мощевик: в нем хранились частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников. Сделав земной поклон, приложились к мощам, поблагодарив Господа за милость к нам, грешным. Рядом находился чтимый монастырский образ Боголюбской иконы. Это было видно по добротной сени над иконой  в киоте, икона была вся покрыта дарами. В центральной части России очень распространен обычай приносить в дар святому ценные предметы в знак благодарности  за  исполнение просьбы. Люди с глубокой признательностью несут в дар кольца, серьги, браслеты, кресты, цепочки... Иногда икона практически вся покрыта этими дарами. Я видела это  у   Матронушки, на иконах  Божией Матери "Призри на смирение", "Взыскание погибших" и  на многих, многих других образах! Почти в каждом храме есть такие особо почитаемые иконы! Мне всегда становится очень тепло на душе, когда я вижу такие иконы, приятно, что люди в своей радости не забывают благодарить и выполнять данный обет. Мне рассказали об одной женщине, у которой тяжело заболела  маленькая внучка. Девочка находилась между жизнью и смертью. Бабушка взмолилась к матушке Матронушке, горячо прося заступиться, помолиться о здравии ребенка, пообещав подарить святой блаженной  Матронушке свои золотые серьги. Девочка милостью Божией, молитвами святой Матроны стала поправляться. Женщина помнила о данном обете, но серьги были старинные, доставшиеся ей по наследству от матери или бабушки. Что-то жалко. И тогда она решила заменить  обещанный  дар  на  равноценный - заказать иконописцу святой образ   для  Матроны. И вот снится ей необычный сон: маленький мальчик, зная ее мысли, говорит: "Ты сережки-то не жалей! Скоро настанут такие времена, когда золото будет лежать всюду, а воды не будет. Люди начнут умирать от  жажды. А на твоих сережках будет лужица – ты  напьешься  и родню напоишь".  
     Мы, стоя перед монастырским чудотворным образом, прочитали еще одну молитву Боголюбской иконе:
     О Чудная  и Высшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа нашего Мати! Услыши нас грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице; избави нас от всякия скорби и печали; огради от всякия напасти и злых клевет, от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Матерь   наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу  нашему, Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою славим и в будущем веце Всесвятое Имя Сына Твоего и Бога нашего,
купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.                                                          
     Поклонившись, приложившись, горячо поблагодарив Спасителя и Его Пречистую Мать, мы со слезами умиления  вышли из собора. С высокого крыльца был виден монастырский двор, кишевший людьми. По всему двору стояли простые столы, наскоро сколоченные из досок, насельницы монастыря угощали  паломников монастырской едой: полные ведра темного кваса, большие  емкости  горячего чая, до верху наполненные короба со стряпней...  Мы завтракали ранним утром  дома, но в дороге под воздействием новых впечатлений совсем  забыли о еде. Видя такое обилие на столах, мы тоже захотели отведать монастырского угощения. Квас оказался очень вкусным, а булочки душистые просто таяли  на языке! Затем  мы отправились  к  источнику.  Люди  с наслаждением пили водичку из стоящих рядом стаканчиков, умывались ею, набирали  водичку  в  бутылочки. Проделав все то же самое, мы снова взяли стаканчики с водой и отошли в сторонку. Так как не было возможности окунуться в источник, то мы, перекрестившись  и  попросив у  Богородицы  здравия для души и тела, вылили друг другу водичку за воротник блузки. Такой способ мы  увидели в Покровском монастыре  у  Матронушки. Огромные баки со святой водой стояли во дворе монастыря.  Две монахини, перекрестившись и  выпив водички, остатки вылили  друг другу  за  ворот  одеяния. Мы проделали то же самое, от души  благодаря  святую Матрону за подсказку!
    Источник в Боголюбском монастыре  находится рядом с  очень красивой лестничной башней  -  местом  мученической  кончины святого князя  Андрея. Из письменных источников известно, что смертельно раненный  князь, пытаясь спастись, сполз по лестнице, спрятался внизу  в нишу,  но был обнаружен   заговорщиками  и убит. Внутри башни  винтовая  лестница в 33  ступени, на стенах  поздние росписи  изображают   сцены  заговора и убийства  князя.  Лестничная башня была свидетель-ницей этого  жестокого  события…
     Очень жалко было уходить из монастыря, но мы были заложниками времени. Стоя на автобусной остановке, мы  любовались монастырем на расстоянии. Яркая синева куполов соперничала по цвету с глубиной неба, а белоснежные облака не могли затмить ослепительной белизны стен собора.

Купола, купола, парашюты небесного света,
Может, вами спасутся все те, кто взыскует ответа.
Тут их много, усталых и сломленных, гордых и хворых,
А над вами поют золотые небесные хоры!

     Бросив прощальный взгляд на несказанную красоту  собора  Боголюбской иконы  Божией Матери, мы поехали во Владимир. У пассажиров автобуса поинтересовались, где еще можно успеть побывать за то короткое время, что осталось у нас до электрички. Нам дружно посоветовали направиться в Успенский собор. Молоденькая девушка что-то говорила о Княгинином монастыре, но ее тихий голос потерялся  в общем  шуме  разговора. Мы вышли на одной остановке, девушка с подругами направилась прямо, а мы, подумав, решили все же свернуть к Успенскому собору.
     Всегда  удивляюсь тому, как  точно умели  русские  люди выбирать места для церквей и  монасты-рей! Они  всегда строятся в самых  величественных местах, прекрасно гармонируя  с окружающим пейзажем. Не явился исключением  и  Успенский собор. Он  был  воздвигнут в центре города на высоком берегу  реки  Клязьмы. Стремясь утвердить значение Владимира как главного города Руси, князь Андрей Боголюбский в 1158-1160 годах построил Успенский собор, который должен был стать главным храмом Руси, заменив собой Софийский собор в Киеве. Величественный  и  видимый отовсюду, Успенский собор гордо царил  над округой. На его  постройку и  украшение  князь  Андрей  Боголюбский  отдал десятую  часть  своих доходов. Великолепие храма поражало современников. Когда с собора сняли строительные леса, то народ ахнул от восхищения – такого храма на Руси еще не было! Летописец писал о нем: «…якового не быть на Руси и никогда не будет». Современники сравнивали собор по красоте с храмом царя Соломона, он мог вмещать до двух тысяч человек. Так же летописец упоминает, что «князь Андрей украсил его различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны. Три больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…» В Успенском соборе находилась величайшая русская святыня -  икона Владимирской Божией  Матери.  В  Лаврентьевской  летописи  читаем, что      «приведе ему  Бог из  всех земель  мастеры». Поэтому  Лев Любимов, автор  книг  по  искусству, считает, что  «истоки  владимиро-суздальской  храмовой пластики пытались  отыскать не только в Киеве  и  Галиче, но и в Ассирии, Индии,  Александрии, Малой Азии, Иране, на Кавказе, равно как в Саксонии, Швабрии, Северной Италии и Франции». Но  все равно Успенский собор  во Владимире, как и храм Покрова на Нерли  и  Дмитровский  собор  являются  величайшими  шедеврами  русского  искусства! Опять призовем на помощь Л. Любимова: «Не найти им  подобных в иных странах, ибо могли они возникнуть только на Русской земле, олицетворяя тот идеал красоты, который сложился и достиг столь замечатель-ного расцвета в тогдашнем главном центре этой земли. Ведь именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период его исторического развития, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту которой они были призваны увенчать, славя в ней красоту вселенной, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений  русских  людей».
     Через  четверть  века  после постройки, в 1185 г. во время сильнейшего пожара, когда выгорел почти весь Владимир, добычей огня стал и Успенский собор. «Все взя огнь без учета и без остатка»,- горестно подытожил летописец. Вскоре после пожара собор начал восстанавливаться, становясь еще больше. С трех сторон его обнесли новыми стенами, и старый собор оказался внутри нового. Теперь он стал больше в объеме, вместительнее, в соборе помещалось до четырех тысяч человек. Новый  пятиглавый  собор был вновь украшен и расписан фресками. Но в 1238 г. монголо-татары, захватив Владимир, разграбили и сожгли собор. От него остались лишь  голые стены, почерневшие от огня… И снова в 1410  году во Владимир ворвался татарский царевич Талыч и со своей ордой вновь разграбил собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Через некоторое  время  Успенский  собор  вновь стал восстанавливаться. Он продолжал быть главным храмом  русской  земли. В нем венчались  на великое княжение князья Владимирские, а потом и Московские. Когда в Москве началось строительство в Кремле, для Успенского собора  Кремля был взят образцом владимирский  Успенский.
     …По гравийной дорожке мы подходим  к собору. Сколько раз мы видели его на  фотографиях, в книгах по искусству  и  архитектуре, в учебниках  истории, в передачах о Древней Руси! А  вот  так  -  «живьем» - впервые! Заглядевшись на красоту  собора,   я упустила момент, когда в окошечко  фотообъектива  «мыльницы»  мог  войти  весь собор. Но и по частям он выглядел  великолепно -  мощные барабаны, поддерживающие мерцающие золотом  купола с раскинувшимися во все небо крестами! А  под  ними ажурная золотая вязь  над  арочными завершениями стен  была похожа на  морскую  пену. Храм как бы покрыт тончайшим кружевом. От стен Успенского собора берет начало знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов, но расцвет этой резьбы был еще впереди. Мы   запрокинули головы и  замерли в немом восхищении,  стояли, пока не затекла шея. Успенский собор во Владимире выше Софийских соборов Киева и Новгорода, его высота 32 м. К нашему огромному огорчению собор был закрыт.  Мы зашли в часовенку, расположенную в колокольне собора. В часовне никого не было, только  слева  возле свечной лавки стояла женщина и тихо разговаривала со служительницей. Купив свечи, мы поставили их  к  иконам, приложились к  ним, от души благодаря Господа  за несказанную  радость сего дня. Вновь подошли к свечной лавке.  Женщины сказали, что собор закрыт, так как все батюшки в Боголюбове на празднике. Увидев наши расстроенные лица, они  посоветовали нам  дойти до  Княгинина монастыря. Мы насторожились. За каких-то  полчаса  нам уже дважды советуют  посетить этот монастырь. Господь настойчиво вел нас туда, но мы еще ничего не могли понять. Женщине было с нами по пути, она вызвалась нас проводить. По дороге мы узнали, что Свято-Успенский Княгинин монастырь был  основан  в  1200 г.  женой  великого князя Всеволода III. Княгиня Мария  тяжело болела и, страдая, дала обет  создать женскую  обитель. В этом  монастыре  княгиня  приняла постриг с именем Марфы. Со временем монастырь стали называть Княгининым  в память о Марии-Марфе, умершей  и похороненной в обители. Княгинин  монастырь устроен  на высоком берегу реки Лыбедь, он стал родовой усыпальницей княгинь Владимирского великокняжеско-го дома. В  нем  похоронены сестра Марии  Анна, жена и дочь святого князя Александра Невского. Но самое главное то, что  древняя  Боголюбская  икона, написанная  по  повелению  святого великого князя Андрея Боголюбского, сейчас находится именно в Княгинином монастыре! Слава Тебе, Господи, что позволил нам, грешным, прикоснуться  к такой святыне! Мы были оглушены такой милостью. В храме было пусто. Небольшая кучка  людей стояла в левой стороне возле Боголюбской  иконы Божией Матери. Священник читал акафист, горели свечи, было тихо и спокойно. Стоя на коленях и  уткнув-шись лбом  в стекло, которым была защищена святыня, мы от  всего сердца благодарили  Богородицу  за такую милость! Хотелось замереть и забыть про все. Как жаль, что мы торопились на  электричку! В храме мы еще приложились к частичке мощей  св. Авраамия Булгарского, владимирского купца, убитого в 1229 году в земле волжских  булгар.
     Но на этом милости Господни не закончились. День был поистине благословенным! На обратном пути мы решили  вновь подойти к Успенскому собору. Я хотела сфотографировать его полностью,«во весь рост». Ходили вокруг да около, выбирая  подходящее место. Уже упоминалось о том, что собор красиво расположен. От него открывается  чудесный  вид  на пойму  Клязьмы  и  на  уходящие  вдаль  леса. Полная гармония с природой! Видимо поэтому  в  небольшом скверике  возле собора  было так много молодежи. Они  стояли, облокотясь на парапет, кто-то смотрел на раскинувшуюся  внизу  Клязьму, кто-то любовался, как  вечернее солнце мягко отражалось в пяти куполах собора. Мы  кружили  вокруг  собора, даже не пытаясь больше проникнуть внутрь. И  вдруг  мы  видим, что подошла какая-то группа. Дверь как по волшебству открылась, и люди исчезли за ней. Переглянувшись, мы с подругой молча кинулись к  дверям, закрывавшимся на наших глазах. Служительница не хотела нас пускать, безошибочно узнав, что к группе мы не имеем никакого отношения. Но мы так горячо стали ее упрашивать, говорили, что приехали из Сибири, что такой возможности больше не будет… Женщина  молча открыла дверь пошире, и мы юркнули внутрь, благодаря Господа за еще одну милость к нам, грешным. На цыпочках подошли к группе, которой с амвона батюшка рассказывал историю Владимир-ского Успенского собора. Мы все слушали, затаив дыхание. Да мы просто забыли дышать от такой красоты, от той древности, что обступила нас!
Живопись в соборе выполнялась в разное время. Большая часть – в конце 19 века. Древняя роспись сохранилась в очень малом количестве. Но какое качество этих фресок! Воздушность, легкость линий проступает на осыпающихся от времени фресках. В 1408 году собор расписывали преп. Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса св. Андрей Рублев написал 83 иконы. Часть из них находится сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее. В 1773 году иконостас заменен новым, сохранившимся до сегодняшнего дня. Потрясает взор обилие золотой кружевной лепнины, которой обрамлены иконы в иконостасе. Невозможно описать красоту Владимирской иконы! Это просто захватывает душу каким-то благоговением и страхом – нельзя человеческими руками такое сотворить! Владимирская икона находится в иконостасе, батюшка позволил нам приложиться и поклониться ей. Мы были просто ошеломлены и потрясены той милостью, которую оказал Господь нам, многогрешным, в этот поистине благословенный день! Прикладываясь к мощам святого благоверного князя Андрея Боголюбского, я впервые с особой полнотой почувствовала красоту и силу стихотворения П.Н.Савицкого:

                                   Андрей Боголюбский

Твоя не гнулась голова,
Но дух, предраспростертый Богу,
В проникновенные слова
Вложил и веру и тревогу.

В соборах, созданных тобой –
Вся красота земного света.
Как в ризу шелком и парчой
Тобой твоя земля одета.

Державных собиратель сил,
Строитель, зодчий государства –
Своею кровью ты скрепил
России рост и постоянство.

Мы взяли у священника благословение на обратный путь и поспешили на вокзал. Нам предстоял тот же путь с двухчасовой остановкой и пересадкой в Петушках. Из окон электрички мы в последний раз любовались Успенским собором, который устремляется в зеленоватое вечернее небо с высокого берега Клязьмы. Кажется, что золотое пламя куполов согрело и осветило небосвод мягким вечерним светом. Древнейший светильник духа, зажженный нашими предками более 800 лет тому назад!

…В Москву мы прибыли к ночи. Без малого сутки длилось наше путешествие, но вместо естествен-ной усталости мы чувствовали необычайный духовный подъем и радость. Слава Богу за все!

Добавить комментарий

 
 
 
 
Минусинск, ул. Комсомольская, 10
Тел. (39132) 2-18-80
Электронная почта blago@minusa.ru
Русская Православная Церковь Московская Патриархия Красноярская митрополия
Минусинское благочиние
Официальный сайт открыт по благословению Высокопреосвященнейшего Пантелеймона, Митрополита Красноярского и Ачинского
Красноярская Епархия Православное христианство.ru Церковно-Научный Центр Православная Энциклопедия Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь